Развитие психических и моторных функций детей связано со степенью близости к матери, с качеством эмоционального общения, телесного взаимодействия. Один из методов коррекционной работы в Центре детской психоневрологии г. Тулы — метод музыкальной терапии с использованием тембра материнского голоса. Разработаны индивидуальные программы с записью материнского голоса. Помимо этого матерей обучают пению колыбельных.

Для кого проводится музыкальная терапия

Показания к назначению семейной коррекционной работы: возбудимость детей, плохое засыпание, страх перед медицинскими манипуляциями, общие трудности адаптации в условиях стационара.

В работе за период 2013—2015 гг. приняли участие 89 матерей с детьми в возрасте от 2 до 5 лет. Основными диагнозами детей являлись резидуально-органическое поражение ЦНС, дисфазии развития в сочетании с эмоционально-поведенческими нарушениями (G96.8, F80.1 — F83), расстройства аутистического спектра (F84.01, F84.02, F84.8, F20.8), детский церебральный паралич (G80.1 — G80.4).

Программы с записью материнского голоса

Материнский голос ничем не заменишь: музыкальный опыт человека начинает формироваться во внутриутробном периоде. Его основа — интонации голоса, сердечные ритмы матери, создающие чувство безопасности. Материнский голос — средство выстраивания эмоционально гармоничного общения с ребенком.

Разработанные авторами индивидуальные музыкально-терапевтические программы — это 30-минутные записи голоса матери на фоне индивидуально подобранного музыкального сопровождения. Мать читает стихи, прозу или импровизируемый текст. Музыкальное сопровождение подбирает психолог с учетом индивидуальных музыкальных предпочтений ребенка. Учитываются предпочтения в области музыкального темпа (от 45 до 120 уд./мин), инструментального и вокального тембра (в соответствии с классификацией певческих голосов и оркестровых инструментов), музыкального жанра, музыкального архетипа1.

 

Дети с аутизмом после 2–3 занятий перестают закрывать уши руками, подходят к матери, прикасаются к ней

 

Работа с программой рекомендуется семьям, воспитывающим детей с диагнозом «Расстройство аутистического спектра». Проводится индивидуальная консультация матери по применению музыкально-терапевтической программы как при прохождении лечения, так и в домашних условиях.

Среди результатов регулярного прослушивания программы у детей с расстройствами аутистического спектра отмечены: успокоение, расслабление при предшествующем психомоторном возбуждении; положительные эмоциональные реакции, в т. ч. улыбка и смех; просьбы прослушать еще раз; просьбы прослушать перед сном; внимательное прислушивание к звучанию программы во время повседневных занятий; попытки снова самостоятельно включить программу.

К СВЕДЕНИЮ

Мишени психологической коррекции у детей с расстройствами аутистического спектра:
— нарушения эмоционального фона (затрудненное понимание эмоций, негативные эмоции при смене обстановки, уход в собственный мир с необычными интересами, высокий и не снижающийся уровень страха);
— нарушения вербальной и невербальной коммуникации (использование странных звуков в общении, необычный тембр голоса, нежелание идти на контакт с близкими, в т. ч. находиться на руках у матери, отсутствие улыбки и реакции на улыбку);
— особенности реакции на звуковые раздражители (повышенная чувствительность к акустическим сигналам, несоответствие звукового ответа норме, протестные реакции — закрывание ушей, плач, убегание);
— нарушения физической активности (двигательные стереотипии, повышенная активность при отходе ко сну).

 

Обучение матерей колыбельным

Коррекционно-развивающая программа по музыкальной терапии включает обучение матерей пению колыбельных. Десять 30-минутных индивидуальных и микрогрупповых занятий проводилось дважды в неделю во второй половине дня. Повторные занятия проводились через 5–6 месяцев. В промежутке матери занимались самостоятельно.

В работе применялись исторически и стилистически различающиеся типы колыбельных песен — от древнерусской, основанной на архаичных трехзвучных интонациях, оказывающих усыпляющий эффект, — до произведений В. А. Моцарта и Р. Паулса с развитой лирической мелодией, но с тем же равномерным «ритмом волны» в медленном и умеренном темпе.

Результаты занятий — выраженное снижение психоэмоционального напряжения, повышение уровня эмпатии, синхронизация движений и улучшение контакта матери и ребенка (зрительного, тактильного, слухового).

По результатам курса занятий за четырехлетний период систематизированы поведенческие реакции детей разных нозологических групп и их матерей.

Дети с дисфазиями развития и ДЦП при исполнении колыбельной часто обнимают, целуют мать, идут к ней на руки, прижимаются, кладут голову ей на плечо или на колени, улыбаются, иногда смущаются. Дети с расстройствами аутистического спектра после 2–3 занятий перестают закрывать уши руками или рот матери во время пения, внимательно прислушиваются, подходят к матери, прикасаются к ней.

К СВЕДЕНИЮ

Анкетирование матерей в Центре детской психоневрологии выявило, что многие из них нуждаются в обучении пению колыбельных. На вопрос, поют ли они регулярно своим детям колыбельные для успокоения или при засыпании, утвердительно ответили только 13,5%. Смущение, страх, неуверенность в своих силах и убеждение в отсутствии «слуха и голоса» выразило подавляющее большинство опрошенных (91%). На вопрос, пела ли мать колыбельные им самим, утвердительно ответили лишь 28,1%.

 

Среди наиболее ярко выраженных реакций детей можно упомянуть следующие.

Мальчик 5 лет (диагноз «Расстройство аутистического спектра»), отличающийся повышенной возбудимостью, успокаивается, ложится на ковер и закрывает глаза через 15–20 секунд после того, как мать начинает петь любимую колыбельную.

Мальчик 2 лет (диагноз «Резидуально-органическое поражение ЦНС»), перенесший несколько операций и испытывающий выраженный страх перед медицинскими манипуляциями, успокаивается, когда мать поет колыбельную с трихордовыми попевками на тут же импровизируемые слова не только перед началом процедуры, но и во время нее.

Девочка 4 лет (диагноз «Расстройство аутистического спектра»), с алалией, грубым негативизмом, агрессивными действиями по отношению к матери, слушает пение матери в течение 15–20 минут, перестает плакать, мускулатура расслабляется, на лице появляется улыбка.

Мальчик 5 лет (диагноз «Гиперкинетическое расстройство поведения»), с диссомнией и выраженными демонстративно-протестными реакциями, засыпает на занятиях на руках у матери днем, чего не удается добиться другими, в т. ч. медикаментозными способами.

К СВЕДЕНИЮ

Колыбельная песня относится к области трофотропной (седативной) музыки. Трофотропная музыка стимулирует парасимпатический отдел ВНС, создавая ощущение покоя и расслабления, что позволяет использовать ее для усыпляющего воздействия.

Медленные и умеренные темпы (50–60 уд./мин), находящиеся чуть ниже или в границах физиологической нормы частоты сердечных сокращений, а также равномерный ритмический рисунок, называемый «ритмом волны» или «ритмом колыбельной», воспринимаются как комфортные и успокаивающие, способствуя состоянию релаксации.

Во время пения колыбельной синхронное подключение организма к равномерному покачиванию и ритмической пульсации приносит удовольствие, связанное с пренатальным опытом ощущения биения сердца матери и чувством безопасности. Результатом воздействия трофотропной музыки на организм матери и ребенка становится нормализация артериального давления, выравнивание дыхания и стабилизация пульса, расслабление мускулатуры, расширение зрачков и уменьшение чувствительности кожных покровов.

 

Среди поведенческих реакций матерей преобладают прижимание ребенка к груди, покачивание, поглаживание, улыбки, поцелуи, ласковые слова. Характерно, что на первом этапе занятий исполнение колыбельных у 16,8% матерей вызывало аффективные реакции в виде плача. При этом в последующей беседе они говорили, что слезы «приносят облегчение», «облегчают взаимодействие с ребенком», «помогают выразить материнскую любовь». Можно отметить, что только в 7,9% случаев применение колыбельных не было эффективным.

При повторных через полгода занятиях наблюдалось значительное улучшение отношения матерей к пению колыбельных, исчезало смущение и неуверенность в своих силах.

Матери целенаправленно использовали колыбельную в стационаре для успокоения ребенка при плохом засыпании, при повышенной возбудимости, после медицинских процедур, рассказывали об использовании колыбельных в домашних условиях. Отмечали улучшение и своего психоэмоционального состояния («стало легче», «спокойнее»). Свою материнскую роль они оценивали более уверенно и комфортно. Практически все матери планировали в дальнейшем использовать колыбельные и другие музыкальные жанры в воспитании ребенка.

Системное применение музыкально-терапевтических программ позитивно влияет на реабилитационный потенциал детей, повышает эффективность лечения, улучшает социализацию ребенка. Используя свой голос в музыкальном и словесном выражении чувств любви и нежности, мать становится более благожелательной и эмпатичной.

Самсонова Г.О., Осмоловская Н. Е. Методы акустической стимуляции в реабилитационных программах детей с тревожной симптоматикой в условиях психоневрологического стационара // Вестник восстановительной медицины. 2012. № 6 (52). С. 43–47 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *